Что мы знаем о цвете

Что мы знаем о цвете

Научное изучение цвета как физического явления началось с Исаака Ньютона. Эксперименты со светом, начатые великим английским ученым в 1676 г., привели его к исследованию природы белого цвета. Он пропустил луч дневного света через призму и спроецировал его на нейтральную в цветовом отношении поверхность. Эта проекция представляла собой бесконечную многоцветную полосу, где цвета последовательно сменяли друг друга: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Радуга — вот образец опыта Ньютона, даруемый нам самой природой. Солнечный свет, проходя через дождевые капли, проецирует на небо весь цветовой спектр. Цветовой круг помогает понять теорию цвета и более эффективно использовать цвет при украшении дома. Наше цветовое восприятие — это физиологический феномен. Чтобы понять его, необходимо иметь представление о природе цвета.

Цветовой круг

Что мы знаем о цветеЧтобы объяснить феномен света, ученые сконструировали цветовой круг, который делит спектр на двенадцать разных цветов. Для этого сначала был создан равносторонний треугольник из трех основных цветов: красного, желтого и синего. Основными они названы потому, что их нельзя образовать путем смешения других цветов. Наряду с черным и белым они являются основой цветовой гаммы.

Основные цвета размещаются в треугольнике следующим образом: в верхнем углу — красный, в правом нижнем — желтый, в левом нижнем — синий. Через вершины этого треугольника описывается окружность, от которой лучами расходятся двенадцать равных секторов. Основные цвета занимают сектора, берущие начало в соответствующих им вершинах треугольника.

Составные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый — образуются при смешении двух равных частей основных цветов: желтый и красный дают оранжевый; желтый и синий — зеленый; синий и красный — фиолетовый. Эти цвета заполняют сектора между основными.

При смешении равных частей составного и соседнего по кругу основного цвета рождаются новые цвета: желтый и оранжевый дают золотисто-желтый; красный и оранжевый — огненно-оранжевый; желтый и зеленый — лимонно-желтый; синий и зеленый — бирюзовый; синий и фиолетовый — индиго; красный и фиолетовый — малиновый. С помощью цветового круга легче увидеть, как цвета взаимодействуют друг с другом, а значит, понять, какой эффект может получиться при использовании тех или иных цветовых сочетаний.

Теория цвета

Что мы знаем о цветеНаши глаза воспринимают разные цвета как свет разных длин волн, а мозг прочитывает эти данные и распознает. Выбор красного как цвета опасности не случаен: он передается волной самой высокой частоты и воспринимается быстрее любого другого цвета. В качестве предупреждающего знака он действует мгновенно. Красный приближает, а синий отдаляет. Комната, в которой стены выкрашены Мягкая оранжевая ткань абажура этой лампы дает нежный, мягкий свет в красный цвет, кажется меньше, чем та же комната с синими стенами. Эти контрастирующие светильники красного и желтого тонов наполняют комнату ярким и теплым светом.

Проделайте простейший опыт. Поставьте красную вазу на стол в комнате, освещенной простой электрической лампочкой с вольфрамовой нитью. Выключите лампу — и ваза уже не красная, она черная, как и все в комнате, погруженной во тьму. Таким образом, цвет любого предмета — это чисто зрительный опыт, а не объективная данность.

Образование цвета связано со способностью любой физической поверхности вбирать в себя или отражать частицы света. Красный потому красный, что он поглощает все прочие цвета спектра и отражает только красный. Осветите его зеленым светом, и он станет черным. Иными словами, цвет — это исключительно результат воздействия света на ту или иную поверхность.

Вы можете задать вопрос: а какое отношение все это имеет к выбору цвета для интерьера? Дело в том, что цвет — это важный инструмент украшения, и чем больше вы о нем знаете, тем больше у вас шансов правильно использовать все его возможности. Знание — сила.

Понятие «оттенок» употребляют при описании других цветов, когда хотят указать, к какому чистому цвету спектра они наиболее близки. Так, в бледно-лиловом цвете имеется фиолетовый оттенок, в оливковом — зеленый, в розовом — красный.

Цвета, располагающиеся напротив друг друга в цветовом круге, называются дополнительными. Это цвета равной интенсивности. При смешении равных пропорций дополнительных цветов получается нейтральный серый цвет. Расположенные рядом, они с наибольшей силой выявляют себя.