Дизайн интерьера

История дизайна

все статьи

КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА 1960-69

Вступление

Теренс Конран, основатель магазина "Хэбитат", кратко определил ключевой аспект дизайна 1960-х: "В середине шестидесятых наступил момент, когда люди перестали нуждаться и захотели перемен... Дизайнеры стали более важны в производстве продуктов "для души", нежели для "нужды". Эта коренная перемена означала, что дизайн не преследовал только функциональность, экономичность, надежность и долговечность, а в равной степени объединил влияние, определенность и элегантность. Он стал объектом, который загипнотизировал публику с ее возрастающими доходами, неограниченным свободным временем, высокими ожиданиями и, очевидно, бесконечной жаждой новизны и волнения.

Шестидесятые были на краю перемен, которые почти постоянно рассматривались как "прогресс". Прогресс был одним из критериев десятилетия, его использовали для оправдания множества изменений в различных сферах жизни общества: от моды до технологий и морали. Действительно, прогресс считался не только желанным, но и неизбежным. Гарольд Вильсон, лидер либеральной партии в Великобритании, утверждал, что прогресс будет "технической революцией для того, чтобы создать общество без сословий, управляемое людьми с наибольшими способностями". Душа прогресса была захвачена "космической гонкой", которая зародилась в самом начале десятилетия, когда юный президент США Джон Ф. Кеннеди заявил: "Я верю, что наш народ до конца этого десятилетия достигнет поставленной цели - прибытие человека на Луну и возвращение его в целости и сохранности на Землю. Ни один из проектов этого периода не будет иметь большего влияния на сознание людей". Космическая эра была представлена такими политиками, как Гарольд Вильсон, т. к. настало "время для прорыва в волнующий и прекрасный период нашей истории, в котором все могут и должны принять участие. Особенно наши девушки и юноши, ведь в их руках огромная возможность изменить мир. Мы хотим, чтобы молодежь Англии использовала новые возможности для получения знаний и опыта...".


увеличить
Переносной стул "Пантон", В. Понтон, 1960. Знаменитый в 1960-х стул будущего кажется подвижным, как жидкость. Производился в широкой цветовой гамме. Выс. 83,5 см

Послевоенная социальная революция произошла в 1960-х гг. Общество, в котором каждый знал свое место, быстро сменилось прогрессивным, в котором возможности для молодежи были равнозначны их таланту. Возможности больше не определялись укоренившимися стандартами прошлого. Это было время великой мобильности - каждый, казалось, был "в движении" и личном, и общественном. Это было время, когда менялся стиль жизни и расширялись рамки морального кодекса и обычаев, что часто приводило к трениям между традиционалистами и молодыми и в конечном итоге к "конфликту поколений". Из-за чувства, что все возможно, чувства безудержной веры в будущее это десятилетие, без сомнения, было великим временем для молодых.

В 1959 г. журнал Vogue отметил, что слово "молодость" выступает "как убедительное прилагательное для моды, причесок и образа жизни". К 1963 г. средства массовой информации определяли молодежные ценности, тенденции и идолов. Поп-музыка - будь то "Битлз", "Роллинг Стоунз", "Ху", "Бич Бойз" или "Мотаун" - была вызовом молодежи и стала ее призывным кличем. Она стала инструментом мятежа и средством выражения личности. Выпускались многочисленные пластинки, некоторые из них становились хитами, но большинство канули в безвестность. Поп г.узыка стремилась соответствовать условиям моды, в которых постоянством было непостоянство. По словам Джорджа Мелли, в 1962 г. молодым требовалась "...музыка такая же мимолетная, как пачка сигарет, и такая же бросовая, как бумажный стаканчик". Молодые люди жаждали музыки для настоящего момента. Мода преследовала ту же цель и быстро стала темой широкого обсуждения и дебатов в 1963 г. Это было время, когда "поп" стало модным словечком для любого стиля или звука, который ассоциировался с молодостью, включая и новый художественный стиль - Поп-арт.


увеличить
В средствах массовой информации и в популярных журналах лондонская улица Канаби связывалась со всем, что "всколыхнули" шестидесятые — влияние, энергичность, визуальные излишества, яркость, безудержность, столкновение декораций и, конечно же, молодость. Графические работы Т. Солтера того периода олицетворяют чувство взволнованности и энергию.

Молодежь стала важным потребителем на рынке в 1960-х гг. по двум причинам. Во-первых, экономический фактор: полная занятость и возросший достаток их родителей означали, что тинейджеры имели в своем распоряжении вполне приличный доход, и поэтому стремительно росло количество потребителей. Во-вторых, "бейби-бум", последовавший за Второй мировой войной, означал, что новое поколение было существенной частью населения в демографическом смысле.

К тому же общество потребителей дало толчок к изменениям в отношениях среди молодых людей. "Дети информационного века" родились после войны и едва помнили строгую послевоенную экономию.

У них были деньги, чтобы выглядеть экстравагантно, и общество потребителей их всячески поддерживало в этом желании оставаться такими.


увеличить
"Битлз" были представителями всего молодежного и необычного в том десятилетии: они были настойчивые, дерзкие, стильные и ироничные. У одного старомодного критика их музыка вызывала "ассоциации с обеденной музыкой для кучи голодных людоедов". Подобная критика была музыкой для ушей молодых слушателей.

Дизайн превосходно отражал и выражал это десятилетие. Он не только формировался социальными и культурными силами того времени, но и помогал формировать их. Настроение молодежи, дух романтизма и желания соблазнительно изображались в цветных приложениях - одном из символов той эпохи. Они впервые появились в цветном приложении "дизайна для жизни" британской "Sunday Times". Это случилось в 1962 г., вскоре после выхода журнала в свет. Цветное приложение сопровождалось словами "В аскетичный дизайн каждый стал готов бросить кирпич: хорошему дизайну поклоняются как священной корове. Отношение к функциональности возводится до уровня абсурда, попытка переходит в навязчивую идею. Наступают времена, когда каждый жаждет купить что-то совсем ужасное и абсолютно нефункциональное".

Это была атака на рафинированный скандинавский вкус 1950-х, и рациональный, объективный дизайн проверялся в журналах для широкой публики.

В их цветных приложениях поддерживался эмоциональный и субъективный взгляд на дизайн. Этот взгляд основывался на новизне, привлекательности и модном вкусе. Его также одобряли магазины типа "Хэбитат". Это был "магазин для продвинутых людей" по определению его основателя Теренса Конрана. К таким магазинам тянулась молодежь, профессионалы, состоятельные покупатели. Там прослеживалось эклектичное сочетание дизайна с модой, движение через утилитарность к дизайнерской классике.


увеличить
Национальный театр, Д. Ласдун, Лондон, 1967-76. Типичное архитектурное неизящество, вдохновленное идеями голого бетона Корбюзье. Это был протест против изящества и "хороших манер".

Дизайнерская классика - такая, как стул "Вассили" от Марселя Бреура - репродуцировалась в 1960-х, и основные переоценки и выставки проходили в "Баухауз" и "Де Стиль". К концу этого периода модернистский дизайн больше не обращал в свою веру, но был востребован целым рядом людей среднего класса и нашел собственный путь как в офисном, так и в домашнем интерьере. Однако не обошлось без трансформации. Модернизм потерял свой моральный авторитет: то, что было крестовым походом, стало просто дизайнерским стилем, частью образа жизни, известной под утонченностью.

Классика Модернизма отразилась в разноцветных демонстрационных залах, выставляющих итальянские безделушки, кухонную утварь 19 в., деревенскую мебель, одноразовые пластиковые приборы и хозяйственные сумки в стиле Арт Нуво.

На самом деле дизайн 1960-х характеризует не стилистическое единство или эстетика, а все возрастающие различия стилей, форм и вслед за этим другое отношение к роли и природе дизайна в обществе.


увеличить
Психоделическая графика, В. Москосо. Заумный стиль выражал ценности культуры противодействия в их "пуристической" форме и изображал бунтарский, эклектический, молодежный, чувственный и общий вакхический взгляд, в котором на первый план проступали наркотики, музыка и секс.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru