Дизайн интерьера

История дизайна

все статьи

ПОСТМОДЕРНИЗМ 1970-2000

Вступление

Изначально имевшее значение "позже Модерна", слово "Постмодерн" стало широко использоваться во многих направлениях. Этот термин по сути своей подразумевает отречение от модернистских теорий и подходов к дизайну. Например, архитектор-постмодернист Роберт Вентури убеждал художников работать в более понятном стиле, чем эзотерический, в гармонии с ценностями поп-культуры. Стилистический эклектизм - ключ данного движения, и поэтому он является преднамеренным соединением с потребительскими стилями конца 20 века.

Термин "Постмодерн" встречается во многих направлениях, включая социологию, кинематограф, музыку, сферы общения, литературу и культурную теорию, основателями которой стали Жан Бодрияр и Жан-Франсуа Лиотар. В своей книге "Влияние Постмодерна", 1984, Лайотард рассматривал Постмодернизм как отказ от абсолютной уверенности мира модернистского в пользу места и времени. Другие писатели, такие как марксист Фредерик Джеймсон, рассматривали Постмодернизм как форму американского культурного империализма или выражение многонационального и потребительского капитализма. Возможно, в соответствии с многообразным миром Постмодернизма этот термин применим ко многим областям.

В области дизайна определения Постмодернизма сильно варьируются. Сначала это слово можно было найти в работе британского историка по дизайну и архитектуре Николауса Певснера, автора широко известной книги "Пионеры современного дизайна", 1949. В 1961 г. в своем эссе "Возвращение к историзму" он рассматривает Постмодернизм с точки зрения нежелательной, но все более очевидной тенденции к стилистическому эклектизму. Это является одной из характеристик архитектуры и дизайна Постмодернизма.


увеличить
Джордж: Д. Соуден и Натали дю Пасквейр, часы "Неос", 1987. Дизайн интересен тем, что цветовое оформление и форма являются средствами обогащения дизайна и растворением повседневного продукта в игре формы, цвета и текстуры. Выс. 26,5 см.

Год спустя американский архитектор и дизайнер Роберт Вентури отчетливо обозначил другие характеристики, связанные с Постмодернизмом, в своей плодотворной работе "Сложность и противоречие в архитектуре", 1966. Книга впоследствии определила его постоянную позицию в постмодернистской практике и споре об образном искусстве. Он восхищался "элементами, которые перемешаны, а не "чистокровны", компромиссны, а не "чисты", беспорядочны, а не "разложены по полочкам", многолики, а не "отчетливы", ...противоречивы и двусмысленны, а не "понятны и ясны". Этот отказ от принципов Модернизма отразился в его книге в 1972 г. "Учение из Лас-Вегаса", написанной с коллегами Денисом Скотт Брауном и Стивеном Айзенуром.

Приводя в качестве примеров неоновый, эклектичный и повседневно используемый стиль в оформлении фасадов развлекательных центров Лас-Вегаса, Вентури выступал за то, чтобы архитекторы работали в стиле, который был понятен и близок ценностям поп-культуры.


увеличить
Студия Апкимиа, сборка. Драматичная обстановка, особенно неуместность люстры, отражает противоречие между этой экспериментальной Миланской группой и сдержанной элегантностью и "хорошим вкусом " тенденций итальянского стиля.

Фактически, большая часть генезиса определений постмодернистского дизайна находится в руках архитекторов и авторов, пишущих об архитектуре, историков и теоретиков. Как и Вентури, Чарльз Дженкс - американский архитектор и писатель - имел право голоса в дискуссии о Постмодернизме. Он высказывал собственную точку зрения в различных статьях и книгах, включая "Язык архитектуры Постмодернизма", 1977, и "Постмодернистский классицизм", 1983. Он также принимал участие в разработке дизайна многих постмодернистских зданий, интерьеров, мебели и других предметов.

Рассматриваемый многими сторонниками как радикальная перемена, раскрывающая новые экспрессивные возможности в архитектурном и промышленном дизайне, Постмодернизм связывался с понятиями кратковременными и модными в графике, одежде и товарах народного потребления. Джефф Холлингтон, ведущий британский промышленный дизайнер, видел Постмодерн в конце 1970-х гг. как "бездыханный эклектизм, который включает в себя образы средств массовой информации, Искусств и Ремесел, Арт Нуво и Арт Деко, популярной иконографии и наркотические мотивы".


увеличить
Этторе Сотсас, стеклянная ваза "Лидия ", ок. 1980. Яркое и новаторское исследование экспрессивности и декоративных свойств стекла — одно из направлений, которое члены "Мемфис Групп " рассматривали как возможность возникновения новых идей.

Однако к началу 1980 годов все более и более увеличивались сомнения по поводу бесполезности нового термина. Вполне предсказуемо в 1983 году появилась критическая статья о модернистской архитектурной эстетике "От школы "Баухаус" до нашего дома" американского автора Тома Вульфа. Он сфокусировал свои острые нападки на Постмодернизм, предложив, что данный термин "прижился как название для всех построек с тех пор, как модернизм изжил себя. Как метко заметил Дженкс, Постмодернизм, возможно, был слишком удобным термином. Он говорил вам, что вы уходите в никуда и был прав. Новый термин сам создавал впечатление, что Модернизм иссяк, закончился, потому что он был заменен чем-то новым".

За несколько десятилетий до конца 1960-х гг. Модернизм был преобладающей формой выражения в авангардном дизайне. Он развивался постепенно: возник в выразительных авангардных эстетически доступных новых материалах и технологиях, слился с духом социального утопизма, достиг состояния, когда он уже ассоциировался с молчаливой деловитостью многонациональных корпораций. В эру глобального расширения рынков, которые включали такие компании, как IBM, чья корпоративная идентичность проявилась в продукции и коммуникационном дизайне Элиота Нойза и Пола Ранда.


увеличить
Алессандро Мендини, софа "Кандисси ", 1979. Богатое смешение красок, орнаментов и нефункциональных элементов этой софы отражают линию Мендини в дизайне вне технологий массовой продукции и ортодоксальных решений. Дл. 1, 25 м.

Модернизм все более сравнивался с понятиями "хорошего дизайна", который присутствовал в дизайнерских коллекциях в "Музее современного искусства" в Нью-Йорке или во взглядах официальных групп, продвигающих "лучшие" стандарты дизайна в промышленности, таких как "Совет промышленного дизайна" в Британии и "Совет по художественному оформлению" в Германии. Однако с конца 1950-х гг. этот исключительно пуританский взгляд был подорван все увеличивающимся обществом потребителей: у людей стали возрастать доходы, и выросла тяга к быстрым переменам и более широким культурным горизонтам, которые предлагали телевидение и туристический бизнес. В дальнейшем появление популярного искусства в дизайне, антидизайнерское движение в Италии и растущий интерес к символам, да и сам смысл популярной культуры также подорвали устои Модернизма. Такие писатели, как Джилло Дорфлес и Роланд Бартес, бросили вызов ограниченному синтаксису модернистского словаря. Они открыли интересные виды цвета, декора и украшений, предложили популярные, экзотические и редкие культурные ссылки, которые увеличили интерес к архитекторам и дизайнерам.

История постмодернистского дизайна часто соотносится с продукцией некоторых американских архитекторов-дизайнеров, таких как Роберт Вентури и Майкл Грэйвз, или ведущих итальянских дизайнеров, включая Этторе Сотсаса и Алессандро Мендини. Она просматривается в разработках дизайнеров многих других стран. Это может быть и Испания, и Чешская Республика, где богатство красок, экзотические корни и свобода культуры выражения Постмодернизма многими способами символизировали демократические свободы, которые притеснялись фашистским и коммунистическим режимами. Постмодерн также привлекал авангардных дизайнеров Японии и Австралии, где он обеспечивал радикальный отход от распространенных коммерческих стилей.


увеличить
Ханс Холлейн, интерьер австрийского центра путешествий, 1975. Функциональность интерьера — намек на экзотическое турне, где пальмы олицетворяют постмодернистский поиск связи дизайна и выразительности.

Позднее возможности Постмодернизма рассматривались через призму целого ряда визуальных и дизайнерских средств - от моды до мебели, от интерьеров до графики, от столовых приборов до посуды. Однако изначально радикальный, изменчивый взгляд модельеров, таких как Вивьен Вествуд, или изобретательность таких издателей, как Невил Броуди, чью работу можно было увидеть в журнале "The Face", вскоре были собраны в более консервативных музейных коллекциях и выставках. В конце 20 в. миру, которым все больше и больше правили средства массовой информации, открылись возможности Интернета. Вдобавок из-за возросшей возможности путешествия все более близкое знакомство с разнообразными культурами и стилями создало климат, в котором культурный эклектизм и ценность были так же распространены, как и в Викторианском дизайне. Однако особенностью эклектиктизма конца 20 в. в стиле Постмодерн была продуманная, в чем-то ироничная и остроумная встреча старого и нового, традиционного и этнического, эзотерического и популярного, дешевых и дорогих материалов.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru