Дизайн интерьера

История дизайна

История дизайна » Барокко


Техника декорирования мебели

В 17-м веке среди заказчиков растет спрос на все более роскошные предметы мебели, которые обычно украшаются резьбой с позолотой. Например, скульпторы создают сложные ножки столов и подставки кабинетов. В моду входят спиралевидные ножки, их вытачивают на токарных станках. Людовик XIV заказал серебряную мебель для Версаля, ее имитировали в других странах, покрывая деревянный каркас серебряной чеканкой.

Вместе с введением новых форм мебели в Европе начинают использовать экзотические материалы из Африки, с Востока и с островов Вест-Индии. Черное дерево из Азии и Африки сначала появляется в Португалии и на Испанских территориях - Нидерландах, Сицилии и в Неаполе. Краснодеревщики Франции, Южной Германии и Антверпена овладели техникой инкрустации по дереву не только черным деревом, но и панцирем западно-индийской черепахи, металлом, слоновой костью и цветным деревом.

В Северной Европе обычно применяется маркетри различных пород дерева, особенно орехового, оливкового, палисандрового (вид розового дерева).


увеличить
1 Кабинет, приписываемый Яну ван Мекерену, Амстердам, 1700, украшен цветочным маркетри из разных пород дерева на орехе и палисандре. Голландское цветочное маркетри отличалось высокореалистичным рисунком. Выс. 2,05 м.
2 Бюро орехового дерева сделано Якобом Арендам и Иоганном Витталином, Вюрдсбург, 1616. Украшено панелями с маркетри с использованием черного дерева и др. пород; верхняя часть бюро украшена пластинками олова и рога. Выс. 1,80м.
3 Кабинет - один из первых образцов детально проработанного маркетри приписывается фламандцу Якопо Фьямминго, Неаполь, 1590. Шпон черного дерева с вставками из слоновой кости, выгравированными Якопо Куртисом. Выс. 87,9 см.


увеличить
Маркетри этого письменного стола, сделанного для английского короля Вильяма III, создано на палисандровом дереве, с арабесковым декором более светлого тона. Техника, вероятно, Геррита Дженсена, 1694.

Инкрустация камнем

Одна из используемых техник - устричное инкрустирование: мелкие ветки дерева разрезаются на овальные кусочки и собираются в геометрический узор. Цветочное маркетри делается иначе; оно собирается из индивидуальных кусочков контрастных, натурально окрашенных или мореных пород дерева. Их затемняют, опуская края в горячий песок, или же украшают гравировкой, чтобы создать натюрмортные композиции. Во Франции маркетри с металлом, черепахой и медью контрастного рисунка порой сочетается с перламутром и рогом.


увеличить
Мебель в 17-м веке расписывалась и покрывалась золотом, как эта сложная композиция - деталь шведской королевской кареты.

Во Флоренции и Риме столы и кабинеты украшают pietre dure (твердые камни, подобные яшме, агатам, мрамору). Флорентийские мастера в 16-м веке, разрезая камни и собирая их на поверхности для создания эффекта, схожего с маркетри, создали технику известную как commesso. Scagliola - другая техника, изобретенная в Италии, в которой использовалась цветная паста, плотностью схожая с краской, из дробленого мрамора или селенита (вида гипса). Голландские, датские и английские мастера используют этот метод для имитации инкрустированного мрамора.


увеличить
Кабинет коллекционера изготовлен из слоновой кости с обрамлением из позолоченного серебра и лазурита, 1680. Возможно, сделан аугсбургским краснодеревщиком Мельхиором Баумгартнером. Украшен флорентийскими панелями из поделочных камней (pietre dure ). Выс. 80,5 см.


увеличить
1 Scagliola, дробленый мрамор и клей использовался для заполнения пустот и покрытия всей поверхности, Симон Сетти, о. Капри, 1650-1700. Ширина 1,37 м.
2 Столешница из галереи Аполлона, 1660, техника pietre dure, спроектирована Шарлем Лебреном (1619-1690).

Резная,золоченая мебель


увеличить
1 Мебель, сделанная из серебра, была верхом роскоши. Людовик XIV заказал такой набор для Стеклянной галереи в Версале, ок. 1670, впоследствии ее переплавили. Другие образцы, подобные этому набору, состоящие из стола, зеркала и подставок, сделаны для правителя Касселя, 1700. Они покрыты зеркальным стеклом, украшены резьбой, посеребрены и позолочены. Стол - выс. 82 см, подставка - выс. 1,15 м.
2 Барочные мастера покрывали мебель золотым листом. Дерево покрывалось гипсом, затем - красной или известковой глиной, на которую наносился золотой лист. Детали вырезались из гипса, затем полировались, чтобы придать текстуру и рисунок низкого рельефа. Стол сделан Джеймсом Муром, 1710.

Японская и европейская лакированная мебель

Привозные японские сундуки, кабинеты и ширмы оказывают огромное влияние на европейскую мебель. Предметы с использованием черного цвета хорошо подходят к барочному интерьеру. Особенно ценится блеск тщательно отполированного лака. Японская лакировка создавалась нанесением нескольких слоев сиропообразного вещества, получаемого из сока лакового дерева, или rhus verniciflua. На импортируемых предметах часто изображались пейзажи с горами и храмами и украшались maki-e (золотой пылью или чешуйками). Настоящие японские лаковые кабинеты ставятся на европейские подставки, а японские лаковые панели зачастую разрезаются и вставляются в самую роскошную европейскую мебель.


увеличить
Стул из королевской гостиной в Нат Ноше, Англия, 1612, покрыт темным лаком и украшен геральдикой Элизабеты Дюсар. Попытка имитировать на спинке китайские мотивы, хотя обивка явно европейского происхождения, придает стульям необычный вид. Выс. 1,23м.

Натуральный сок лакового дерева был не известен на Западе, поэтому имитации восточного лака, известные как japanning используются во всей Европе во второй половине 17-го века. Как и японские образцы, европейские лаки - важные источники вдохновения декора. В Англии Джон Сталкер и Джордж Паркер в 1688 г. публикуют "Руководство к покрытию черным и другими лаками", это один из немногих технических учебников на эту тему. Техника лакирования была разнообразной, но включала такие ингредиенты, как шеллак, резиновый лак и лак из семян; использовались многочисленные слои, иногда прямо на дереве, а иногда на гипсовой основе. Эффект рельефа можно было получить с помощью дополнительных слоев гипса, иногда с позолоченными основами. Перламутр применяют для имитации японских аболоновых ракушек. Лаковое покрытие в основном исполняется в черном цвете, но красный также популярен, а Герхард Дагли (1687-1714), в Берлине, специализируется на белых лаках, расписанных зелеными, красными и другими цветами. Пьер Голь, возможно, был одним из первых, кто использовал имитации лаков, хотя и не обращался к восточным мотивам. Геррит Дженсен (прибл. 1668-1714) создает в Англии много предметов лакированной мебели для королевского двора, особенно для королевы Марии, которая одинаково любит предметы, покрытые японским лаком, и восточную керамику.


увеличить
1 Кабинет на подставке, приписывается ведущему мастеру лакированной мебели в Германии Герхарду Дагли, работавшему в Берлине, прибл. 1700. Выс. 60 см.
2 Необычный стол Пьера Голя, 1673, расписан цветными лаками, панели в композиции из перламутра, имитирующего аболоновые ракушки.

Дизайн интерьера © 2007-
Рейтинг@Mail.ru