История дизайна
История дизайна » Барокко
ФАРФОР
Красная керамика и фарфор
Искусственный фарфор создан в конце 16-го века на мануфактуре Медичи, недалеко от Флоренции. Позднее, в начале 18-го века, благодаря экспериментам алхимика Иоганна Фридриха Бютгера (1682-1719) и его учителя Эренфрида Вальтера фон Тширнхауза (1651-1708) получена прекрасная красная керамика. Это произошло в Мейсене, в Саксонии, под покровительством Августа Сильного, короля Польши и электора Саксонии. Вещи украшались барочными мотивами по рисункам Жана Берена (1637-1711). Другие копировали современные серебряные и золотые изделия. Бенджамен Томе создавал небольшие бюсты и барельефы под влиянием изделий из слоновой кости и фигурок Комедии дель Арте.В результате дальнейших экспериментов, в январе 1710 г., на мейсенской фарфоровой мануфактуре создается фарфор из твердой пасты, то есть настоящий фарфор. Мейсенский белый прозрачный фарфор поступает на рынок в 1713 г. Его делают из белой обожженной глины из Колдица с добавкой полевого шпата, подобного китайскому петунце. Его обжигают, а затем покрывают тонкой глазурью из полевого шпата. Из фарфора производят чайную и кофейную посуду, делают небольшие гротескные фигурки по рисункам Жака Калло (1592-1635), создают подражания китайским образцам blanc-de-Chine.
И.Г. Хорольд (1695-1775) изобретает на основе металлических окислов яркие эмалевые краски в 1720 г. Их используют для изображения на посуде и вазах китайских сюжетов, экзотических цветов, созданных под влиянием востока, и сцен в гавани. С японских оригиналов копируют рисунки в стиле Какиемон. Многие из них создаются на цветном фоне.
В 1727 г. Август поручает И. Е. Киршнеру (род. 1706) сделать фигурки птиц и животных в натуральную величину. Ему помогает И.И. Кендлер (1706-75), поступивший на мейсенскую мануфактуру в 1731 г.
Два мейсенских мастера уезжают в 1719 г. в Вену; Клаудиус Инносентиус дю Пакье создает там конкурирующую мануфактуру. Изделия имеют форму металлических предметов Ближнего Востока, другие созданы в архитектурном стиле с расписным барочным декором.
2 Белая фарфоровая ваза с крышкой, 1715, создана Иоганном Якобом Ирмингером; украшена резьбой, стиль Барокко Выс. 51,5 см.
3 Ваза Дю Пакье, 1725-30. Резной столбик с шариком и ручками в виде звериных морд напоминает стиль Барокко, рисунок составлен из кисточек. Выс. 29,5 см.
Китайские мотивы и сцены в гавани
2 Качество рисунков И.Г. Хорольда, взятых из кодекса Шульца (европейского перевода китайских сцен), 1720, можно оценить на этой мейсенской пиале с блюдцем, 1725.
3 Мейсенский кубок с крышкой украшен рисунками со сценами в гавани. Заметна тенденция к облегчению сюжета, выделенного кружевными позолоченными краями и крышечкой. Выс. 18,5 см.
Другие распространенные мотивы декора
2 Мейсенская супница, 1740, сухие цветы, известные как Holzschnittblumen, скопированы с ботанических гравюр по дереву.
3 Батальня сцены на вазе Дю Пакье, Вена, было типичным барочным декором на историческую тему в черном оформлении (Schwartzlot).
Скульптурные формы
2 Мейсенская фигурка Арлекина с пивной кружкой из Комедии дель Арте была вылеплена И. И. Кендлером в 1733 г. Она свидетельствует о скульптурном образовании автора в стиле Барокко, поскольку обладает динамизмом и выразительностью. Выс. 16,1 см.