История дизайна
История дизайна » Барокко
ИЗДЕЛИЯ ИЗ СЕРЕБРА И МЕТАЛЛА
Ван Вьянены и Аурикулярный стиль
Исторический период, известный как период Барокко, не означал наличия единого стиля, а был временем, охватывающим более или менее схожие стилистические прототипы. Зарождение Барокко из Маньеризма в первой четверти 17-го века, а затем его постепенное замещение Рококо в начале 18-го века было не настолько выраженным событием по сравнению со стилистическими революциями, имевшими место до и после. В работе голландских ювелиров самой ранней тенденцией 17-го века, означающей разрыв с прошлым, стал Аурикулярный стиль, на самом деле представлявший собой продолжение принципов изобретательности и виртуозности Маньеризма.
Другим аспектом Барокко стали различные, не всегда совместимые приоритеты, такие как скульптурные решения, которые предпочитали в Италии, а позднее в Северной Германии. Во Франции, Голландии и Британии в третьей четверти века предпочитают натуралистичный ботанический декор; в конце века отдается предпочтение
Аурикулярный стиль, более чем другие веянья, связан в среде ювелиров с семейной традицией, а именно с братьями Паулем (1568-1613) и Адамом (1565 -1627) ван Вьяненами из Утрехта. Пауль путешествовал по Европе, работая в дворцовых мастерских Мюнхена и при дворе императора Рудольфа II в Праге, вплоть до смерти последнего. Блюдо Его Высочества и кувшин по пропорциям и мифологической теме типичны для Маньеризма, но абсолютно новым, просто революционным является объемное и абстрактное моделирование краев, ножек и ручки. Эти абстрактные качества моделирования, техническая виртуозность исполнения еще более проявлены в необычном кувшине, сделанном братом Пауля Адамом в 1614 г. Распространению стиля частично способствовало покровительство в 1630 г. Карла I сыну Адама, Кристиану, а также издание последним серии печатных репродукций по рисункам отца в 1650 г.
![]() увеличить |
2 Рисунок Даниела Рабеля, 1625, из книги Cartouches de diffurentes inventions в нем видна приверженность к массивному Аурикулярному стилю.
![]() увеличить |
2 Рисунок Рубенса, 1630, для серебряного позолоченного блюда, сделанного для Карла I, можно сравнить с блюдом Адама Ван Вьянена, но в нем отсутствует абстрактный орнамент.
Скульптурные формы Барокко
![]() увеличить |
2 Настольные фонтаны были самыми роскошными среди парадных изделий барочных златокузнецов. Типичный декор стиля Барокко с использованием скульптурных и архитектурных элементов. Британия, 1680, почти наверняка по рисунку Жана ле Петра. Выс. 37 см.
Цветочный стиль семнадцатого века
![]() увеличить |