История дизайна
История дизайна » Барокко
начало
ИЗДЕЛИЯ ИЗ СЕРЕБРА И МЕТАЛЛА
Барочная гравировка
Абсолютные технические требования полного проявления Аурикулярного стиля, его отход от привычных вкусов поставили его вне сферы большинства покровителей и самих ювелиров, но в каких-то проявлениях он был влиятельным во всей Европе вплоть до конца третьей четверти 17-го века.
Новым, предваряющим будущее, стала обработка поверхности блюда Паулем ван Вьяненом. Ювелир, работающий в маньеристском стиле, располагает рисунок в центре блюда и чеканит сцены с точностью истинного злато-кузнеца. Ван Вьянен рассматривает блюдо как единый план, тема располагается вокруг вертикальной оси, подобно картине. Живописная манера исполнения проявилась в рельефе и более мягком подходе к воздушной перспективе по сравнению с 16-м веком. Оба аспекта стали прототипом основного направления барочного декора и использованы Питером Паулем Рубенсом в наброске маслом серебряного блюда для Карла 1, 1630.
В Риме могущественным проявлением Барокко стали заказы грандиозных проектов оформления и декора церквей Иисуса и Сайта Марии Маджоре. В этих проектах значительная роль отводилась предметам из драгоценных металлов и позолоченной бронзы. Работы исполняются ведущими мастерами того времени - Джанлоренцо Бернини и Джованни Джардини. И все же происходил значительный взаимообмен между мастерами Италии и Фландрии.
Почти ничего не сохранилось из барочного итальянского серебра, но можно представить его по дошедшим до нас гипсовым формам для литья серебряных блюд, созданных для представления Великому Герцогу Тосканскому; формы сохранились в Палаццо Питти во Флоренции.
В них заметно сходство с кувшинами и блюдами, сделанными в Генуе во второй и третьей декаде столетия, скорее всего серебряниками из Антверпена.
![]() увеличить |
![]() увеличить |
2 Возможно, Грибелен создал прекрасную гравировку этой позолоченной серебряной чайницы, 1700, для лондонского мастера Исаака Лайджера. Выс. 11,5 см.
3 Для барочной гравировки характерна ее насыщенность. Блюдо из роскошного туалетного прибора гугенотского ювелира Пьера Араша, Лондон, 1695.
![]() увеличить |