Карибский синдром или Эдем в миниатюре

Карибский синдром или Эдем в миниатюре

Карибский синдром или Эдем в миниатюре

«Хочу построить себе дом на европейском уровне», — сказал Режис Матье и показал… популярный журнал с иллюстрацией старого провансальского домика из тех, что еще встречаются во Франции, Голландии и Швейцарии, — набившие оскомину зарисовки европейского благополучия.

«Но что это? Будто волна теплого воздуха, напоенного дурманящими ароматами, окатила меня с головы до ног», — рассказывал впоследствии архитектор, взявшийся перестраивать этот удивительный дом на Карибских островах Сен-Мартен — это коктейль, соединивший в себе различные элементы: экзотику фантастического мира со звучным именем Карибы, коралловые рифы и водопады, извергающие потоки кристально чистой воды, разбивающейся о камни.

Экзотика гремучих ритмов самого маленького острова в мире — Сен-Мартен. Северная часть его принадлежит Франции, а южная — Голландии, поэтому остров представляет уникальное сочетание трех культур: французской, голландской и местной. А поскольку французская часть острова больше голландской, то и постройки здесь напоминают архитектуру в предместьях Парижа. Единственное отличие — здесь плещется коктейль удовольствий, присущий только местам, обустроенным пятизвездочными отелями. Не останавливайтесь… Нырните… Возможно, ничего острее этих ощущений вы никогда не испытывали.


Но не только удовольствия вскружили голову будущему владельцу дома Режису Матье: стаканчик изысканного вина, хороший блюз — все должно было стать завершением насыщенного отдыха в своей собственной гостиной у камина. Таким видел свой отдых этот человек — что-то вроде Le Paradis с его полянкой для гольфа, бильярдом, сигарами и… немного музыки по вечерам. Это немногое и было сосредоточено на небольшом участке с двухэтажным домиком. Морской пейзаж стал полноценной частью интерьера. Из окон видны чудесные окрестности пляжей с каймой пены, которая вскипает волнами вдали, а сквозь наклонную прозрачную крышу ярко сияет солнце. Режис Матье хотелось, чтобы в гостиной было просторно, чтобы терраса стала своего рода смотровой площадкой, откуда, как на ладони, виден весь горизонт, за которым неспешно опускается в воду солнце — соскальзывает золотисто-красной нумизматической диковиной в копилку прожитых счастливых дней. «Я не хотел дом в стиле конструктивизма или минимализма. Для меня главным словом было — «функциональность». Кроме того, я не хочу своим домом произвести на кого-то впечатление. Это дом для отдыха».

Может быть, именно поэтому на него так произвел впечатление этот дом с провансальским духом, расположенный в укромном уголке заброшенного сада под кучей камней и бревен, сквозь которые Режис Матье рассмотрел контуры настоящего градостроительного искусства, которое требует восстановления.


Занявшись реставрацией постройки, архитектор решил убрать все лишнее внутри дома и сохранить лишь несущие конструкции. В сущности, постройка подверглась кардинальному изменению. Два объема, пристроенные к дому, также решено было реконструировать. Таким образом, старый сарай превратился в великолепную террасу, выстроенную по типу оранжереи, напоминающую зимние сады начала XX века. В общем, терраса превратилась в отдельную комнату для встреч с друзьями. Что касается светской жизни, Режис Матье придерживается принципа «чем меньше, тем лучше». В результате получилось открытое, хорошо освещенное пространство, где легко дышится, где ощущаешь себя свободным человеком. «Ты объединен с природой. Она словно проникает в помещение через окна», — признается хозяин. Помещение немного китчевое, сочетающее в себе мебель разных стилей: стулья 50-х годов соседствуют с креслами от Ксавье Нико и шкафом начала XX века. Под виноградником, рядом с креслами и столиком 60-х годов, несколько пастушек времен Луи XV, изображенных на панно; а ажурные люстры de Murano под скошенным потолком с деревянными балками просто «будоражат» воображение своим присутствием. Может быть, именно благодаря блеску муранского стекла получился этот «замечательный коктейль». Гостевыми можно с успехом назвать все комнаты этого дома. Для всех выбран наиболее компактный, отличающийся простотой и свободой композиций, вариант планировки. Залитым дневным солнцем комнатам присущи симметрия и тягучесть, подчеркиваемая террасой, откуда открывается великолепный вид в небольшую кухню. Кухня удачно расположилась в анфиладе, соединяющей зимний сад с домом. «Она обустроена строго, практично и, все же, замысловато», — считает Режис Матье. Высокие белые полки, рабочее место для приготовления пищи выложено плиткой, а посуда и утварь — из Инокса. Тем не менее, все кажется на своем месте.


Режис позволил себе настоящую роскошь, заказав много индивидуальных деталей: входную дверь с замковым камнем над ней, камин, дымники на трубах и различные изысканные поделки — все это превратило этот старый жилой дом в романтическое произведение искусства. Одним из самых изысканных помещений является музыкальная комната, стены которой окрашены в ярко оранжевый цвет — дань эмоциональному дизайну 70-х годов. Светлая мебель создана в 1973 году отцом Режиса Анри Матье. Здесь явно прослеживаются тенденции мебели 70-х с включениями в структуру дерева никеля и позолоты.

Этажерка для пластинок Knoll — любимейший предмет мебели с детства. А вот классический дизайн столовой настраивает на умиротворение и негу — каменный камин, редкостные антикварные безделушки, изысканная мебель… Но лестница — минималистская, в стиле Джона Паусона. Минимализмом проникнут и контрастный дизайн спальни под крышей — белый отлично «сопрягается» со сложными оттенками эбенового дерева. Архитектор, реставрировавший этот дом, считает, что во всем доме удивительным образом элементы стилистики современного дизайна вплетены в канву прошлого.

Особое место в общей структуре отведено цвету. Красный и золотистая охра настраивают на романтический лад, приглашая откинуться на витиевато-изысканные спинки черных стульев времен Директории и насладиться трапезой у камина. В целом интерьер выполнен в нежных пастельных тонах. Плиточный пол во всех комнатах выложен из средиземноморской плитки — это дань местным обычаям. По сложности рисунка и качеству исполнения он напоминает старинные французские особняки. В обстановке преобладает стиль 40-х годов, гармоничный стиль ХVIII и яркие «карибские» акценты. Архитектор намеренно смешивал мебель и предметы самых разных стилей и эпох. «Поскольку архитектура дома тяжеловесна, владелец стремился окружить себя простыми вещами без излишеств, — говорит он. — Даже мне, любителю более жестких форм, не хочется уезжать отсюда. Здесь спокойная благодатная атмосфера, я чувствую себя в этом доме как в своем собственном «. Можно ли желать большего?